2025-08-07
На фоне исчерпания «дивидендов» отечественного рынка недвижимости и изменений внешней конъюнктуры, прирост в сегменте строительства и строительных материалов продолжает сокращаться. Объёмы производства ключевой продукции, а также показатели выручки и общей прибыли снижаются, отпускные цены на продукцию падают. В целом отрасль функционирует в условиях избыточного предложения, высоких складских запасов и слабого спроса, демонстрируя тенденцию к постепенному снижению. Давление на производство и хозяйственную деятельность в строительной индустрии остаётся значительным, а стимулы спроса выражены недостаточно.
В последние годы страны Центральной Азии демонстрируют быстрые темпы развития, а устойчивый рост численности населения создаёт прочную основу для экономического подъёма. Природные ресурсы и географическое положение пяти государств региона определяют специфику их промышленного развития, а с учётом текущего уровня инфраструктуры спрос на традиционные инфраструктурные проекты здесь остаётся высоким, при этом инвестиционный потенциал в развитие инфраструктуры весьма значителен.
В год десятилетия инициативы «Один пояс, один путь» саммит «Китай — Центральная Азия» принёс весомые результаты, открыв для региона новые перспективы во всех направлениях. Для китайской строительной и строительной материалов промышленности это стало новым шансом для прорыва и выхода из сложной ситуации.
Особого внимания заслуживает Узбекистан — самая густонаселённая страна Центральной Азии. По уровню социально-экономического развития он в целом сопоставим с Китаем 1980–1990-х годов: инфраструктура развита слабо, экономика находится на начальной стадии роста.
В начале 2017 года Шавкат Мирзиёев был избран президентом Узбекистана. Хорошо разбираясь в экономике и будучи сторонником реформ, он инициировал разработку и утвердил «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны на 2017–2021 годы», которую многие за рубежом расценивают как аналог китайской политики «реформ и открытости».
В октябре 2021 года Мирзиёев был переизбран, а в январе 2022 года утвердил «Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы», предполагающую дальнейшее расширение открытости, активное продвижение приватизации и рыночных реформ, совершенствование правовой системы, улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала, а также ускоренное развитие экспортно-ориентированного производства и внешней торговли. Страна вышла на скоростной путь строительства «Нового Узбекистана».
На фоне вышеуказанных факторов в Узбекистане всё более остро проявляется потребность в развитии городов и инвестициях в социальную инфраструктуру. Строительство жилья, коммерческой недвижимости, индустриальных парков демонстрирует устойчиво высокий спрос. В условиях постоянного увеличения объёмов строительных работ отрасль строительных материалов становится одним из ключевых секторов и точек экономического роста страны.